Страничка учителя логопеда

 

Профилактика речевых нарушений у детей второго года жизни (3 – 4 года).

2 младшая группа

Задачи по профилактике речевых нарушений:

Развитие словаря и фразовой речи.

Развитие речевого слуха, дыхания, основных качеств голоса.

Тренировка основных движений артикуляционного аппарата через специальные упражнения.

Уточнение произношения звука в словах ( А, У, И, О, Э, М, П, Б, Ф, В) и вызов звуков С, Сь, Ль.

Развитие мелкой моторики и речетактильной ритмики ( умение одновременно произносить и выполнять упр. пальчиками).

Речевой уровень:

Высокий: Общителен. Речевой контакт устанавливает по своей инициативе со всеми, легко. Высказывается полными развёрнутыми фразами. Все звуки усвоены, речь чистая, понятная ( допускаются возрастные несовершенства произношения шипящих и соноров), вступает не только в диалоги, но есть и зачатки монолога ( сам по своей инициативе

может рассказать из своего опыта, пересказать сказку, рассказать стих).

Средний: В речевой контакт вступает, но требуется время на привыкание. Пользуется развёрнутой фразой ( простые предложения).Речь понятна, но с возрастными несовершенствованиями звукопроизношения ( смягчение Л, отсутствие шипящих и Р). Артикуляция в норме, подвижность языка несколько ограничена. Освоены основные речевые понятия: понимает о чём идёт речь, на вопросы отвечает ( полно и односложно).

Низкий: Речевой контакт очень затруднён ( диалог на основе односложных ответов). Речь малопонятна, смазана или «сквозь зубы», очень тихо. Фразовая речь практически отсутствует.

Необходимо срочно посетить специалиста ( невропатолога, дефектолога, логопеда):

¨ Если речь отсутствует или речь на основе жестов.

¨ Если речь на уровне 2-3 лет (лепетные, звукоподражательные, «свои» слова)

¨ Если появились запинки, заикание в речи.

¨ Если возникли травмы головы, носоглотки, после которых ребёнок замолчал (даже временно) или начал заикаться.

¨ Если ребёнок постоянно говорит « в нос», гнусавит – возможно, это аденоиды.

ПОМНИТЕ!

ЕСЛИ  РОДИТЕЛИ  ЧАСТО  ОБЩАЮТСЯ  СО  СВОИМ  РЕБЁНКОМ,  ИГРАЮТ  С  НИМ, ЧИТАЮТ  ЕМУ  КНИГИ, УЧАТ  С  НИМ  СТИХИ, СКАЗКИ, ОБЩАЮТСЯ  С  НИМ  НАРАВНЫХ, не «сюсюкают» с ним, ТО  ОБЫЧНО РЕЧЬ  ТАКОГО  РЕБЁНКА  РАЗВИВАЕТСЯ  СВОЕВРЕМЕННО  И  ПРАВИЛЬНО (в соответствии с речевыми возрастными нормами), если, конечно, нет нарушения развития.

Подготовлено на материале сайта  rosinkamsh.edu.yar.ru

1 младшая группа.

Задачи по профилактике речевых нарушений:

Накопление и расширение словаря.

Усвоение общепринятых слов.

Развитие фразы.

Развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Развитие речевого дыхания, качеств голова.

Развитие мелкой моторики.

Вызов правильного произношения простых согласных и гласных звуков ( А, У, И, П, М,Ф,Сь).

Речевой уровень:

Высокий: Ребёнок общителен. Речь – средство общения. Вступает в речевой контакт с любыми людьми. Речь понятна всегда, чистая ( допускаются возрастные несовершенства звукопроизношения). С удовольствием повторяет звуки, слова, в полном объёме выполняет любые речевые упр. и задания. Умеет полно выразить свою мысль и желания с помощью целой фразы ( «Дай мне мячик»; «Там едут машины»). В речи употребляет общепринятые слова.

Средний: Общителен. В контакт вступает ( но требуется время на привыкание к новому человеку или обстановке; может общаться по желанию и избирательно). Речь в основном понятна ( многие слова из фразы понятны, слова приближены к норме). Повторяет слова, упр. по образцу. Свои мысли и желания выражает фразой, иногда односложно. В речи использует

общеупотребительные слова ( допустимы возрастные несовершенства звукопроизношения, усечённые сложные слова).

Низкий: Малообщителен ( «молчун»), речевой контакт затруднён ( общается только с близкими), основное общение через жесты. Речь смазана, непонятна, в большом количестве «свои» слова, звукоподражательные слова ( вместо КОРОВА – «му» или «мунька»; вместо МАШИНА – «би-би», «бибика», «брррррр»). Слова ( слоги) повторяет очень редко, только с мамой.

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями против его желания: лучше ЗАИНТЕРЕСУЙТЕ его. Речевой материал должен соответствовать возрасту.
  2. В общении с ребёнком СЛЕДИТЕ ЗА СВОЕЙ РЕЧЬЮ. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите ЧЁТКО И ЯСНО, при чтении не забывайте о выразительности. Не понятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно ОБЪЯСНЯЙТЕ РЕБЁНКУ.
  3. НЕ ПОДДЕЛЫВАЙТЕСЬ ПОД ДЕТСКУЮ  РЕЧЬ. Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – ЭТО  ТОРМОЗИТ  РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ  РЕБЁНКА!

Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка: тактично поправьте его и ДАЙТЕ  ПРАВИЛЬНЫЙ  ОБРАЗЕЦ слова.

  1. Напоминайте ребёнку, что ГОВОРИТЬ НАДО ЧЁТКО,  ВНЯТНО и НЕ  СПЕША.
  2. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Не забудьте проверить, а понятен ли ему Ваш ответ.

ПОМНИТЕ!

ЕСЛИ  РОДИТЕЛИ  ЧАСТО  ОБЩАЮТСЯ  СО  СВОИМ  РЕБЁНКОМ,  ИГРАЮТ  С  НИМ, ЧИТАЮТ  ЕМУ  КНИГИ, УЧАТ  С  НИМ  СТИХИ, СКАЗКИ, ОБЩАЮТСЯ  С  НИМ  НАРАВНЫХ, не «сюсюкают» с ним, ТО  ОБЫЧНО РЕЧЬ  ТАКОГО  РЕБЁНКА  РАЗВИВАЕТСЯ  СВОЕВРЕМЕННО  И  ПРАВИЛЬНО (в соответствии с речевыми возрастными нормами), если, конечно, нет нарушения развития.

Подготовлено на материале сайта  rosinkamsh.edu.yar.ru

ПОИГРАЕМ С ВОЗДУХОМ

ИЛИ

Артикуляционные упражнения для  формирования воздушной струи.

«Загнать мяч в ворота»

Цель: выработка длительной направленной воздушной струи.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

 «Кто дальше загонит мяч»

Цель: Выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

 «Паровозик свистит»

Цель: Выработка плавной, непрерывной струи.

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получается, не надо расстраиваться. Следует начать сначала.

 «Охотник идет по болотам»

Цель: Распределение воздушной струи по бокам.

Губы растянуть в улыбке, язычок положить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

 «Фасолевые гонки»

Цель: Выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка.

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

 «Чья фигурка дальше улетит?»

Цель: Развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ.

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки.

Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

«Кораблик»

Цель: Чередование сильного и длительного плавного выдоха.

Потребуется таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы как для звука (Ф). Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек.

 «Мыльные пузыри»

Цель: Развитие меткости выдыхаемой струи.

Победитель становится тот, кто выдует самый большой пузырь.

 «Шторм в стакане»

Цель: Чередование сильного и плавного выдоха.

Для этой игры вам необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Дыхательные упражнения:

Надуть щеки и удержать набранный воздух.

Втянуть щеки и расслабить их.

Надуть щеки и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь губы).

Выдувать воздух поочередно-то из одного, то из другого угла рта.

Легко дуть на перо, лежащее на столе.

Дуть на ватку, лежащую на гладкой поверхности, чтобы она   двигалась

Дуть на лист бумаги, постепенно отдаляя его от губ.

На выдохе медленно произносить гласные.

Дуть в воду через трубочку, следя за появляющимися пузырьками.

Пускать мыльные пузыри.

Сдувать с кончика язычка бумажку, кусочек бинта или ваты.

Первые логопедические игры для вашего малыша

В младшем дошкольном возрасте развитие речи происходит особенно быстро.

Пополняется словарный запас, улучшается произношение, более развернутыми становятся фразы.

Но вы, наверное, замечали, что не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже в два года говорят чисто и    правильно, другие неправильно произносят многие звуки. Бывает, что и совсем не разговаривают.

Большинство двух-трехлетних малышей все-таки имеют нечеткое звукопроизношение. Самые распространенные ошибки:  пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ яка “ вместо яблоко), неправильное ударение и пр.

Нестабилен еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверены в правильности произношения), другие – форсируют голос, кричат.

Чтобы исправить все эти недостатки в речи и помочь ребенку научиться говорить красиво и правильно, каждый родитель может поиграть со своим малышом в простые логопедические игры. Ведь не секрет, что именно в игре ребенок развивается и обучается лучше и быстрее. Кроме того, для таких речевых игр не потребуется сложного оборудования и

специальных знаний. Проводить их можно ежедневно дома.

Примеры первых  логопедических игр:

 «Чудесный мешочек».

По опыту, эта игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…)

Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки.
Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.

  «Магазин»

Что понадобится: игрушки, в названиях которых есть звуки м – мь, п – пь, б- бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

Взрослый расставляет на столе игрушки и предлагает поиграть. “Я буду продавцом”, – говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Малыш отвечает. “А ты будешь покупателем. Кем ты будешь?» – «Покупателем”. “ Что делает продавец?» – «Продает”.-“Что делает покупатель?» – «Покупает”.

Взрослый показывает игрушки, которые он собирается продавать. Ребенок называет их. Затем взрослый спрашивает, какую игрушку малыш хотел бы купить. Ребенок называет,

например, мишку. Взрослый соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово «пожалуйста» выделяет голосом.  Взрослый дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

Внимательно следите  за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м – мь, п – пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

«Скажи, как я»

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов). Взрослый  предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок  испытывают затруднения.

«Угадай, что звучит»

Что понадобится: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Взрослый показывает  игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыш запомнит названия предметов,  предлагаем послушать, как они звучат: играем на барабане, звеним колокольчиком, стучим по столу молоточком; при этом еще раз называем игрушки.

Потом  устанавливаем ширму или прячем руки под стол и воспроизводим звучание

указанных предметов. “Что звучит?» – спрашиваем ребенка. Малыш отвечает, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом следим за тем, чтобы ребенок узнавал звучащий предмет и отчетливо произносил его название.

«Кто спрятался?»

Эта игра развивает внимание и память малыша.
На стол в ряд ставятся несколько игрушек (начинаем с трех штук, постепенно увеличиваем количество). Взрослый просит назвать каждый предмет и запомнить все. Затем просим малыша отвернуться или закрыть глаза, и убираем один предмет. Ребенок должен угадать, какая игрушка спряталась.

Потом задание усложняем. Уже не прячем игрушку, а просто меняем предметы местами. Ребенок должен объяснить, что изменилось.

ИГРЫ НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ   И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

«ВЫПОЛНИ КОМАНДУ»

Цель:  Развивать внимание, умение выделять признаки предмета.

Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделе­ния такой группы являются общие признаки в одежде или во внешнем виде принадлежащих детям игрушек. Например, взрос­лый говорит:

—  Сейчас я буду отдавать команды, но выполнять их будут не все, а только те дети, про которых я скажу. Будьте внима­тельны.    Подойдите   ко   мне   только   дети   в   белых   носочках!

—   Подпрыгните, дети с синими флажками!

—  Покружитесь, девочки с красными флажками!

«УГАДАЙ ИГРУШКУ»

Цель: Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

Предлагаем вниманию детей 3—4 игрушки. Дети называют их. Затем сообщаем, что сейчас будем рассказывать об игрушке, не называя ее. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка.

Вначале следует указывать на 1—2 признака, постепенно их число увеличивают до трех-четырех.

«ЧТО ЗА ПРЕДМЕТ?»

Цель:  Называть предмет.

Игра проводится по типу игры «Чудесный мешочек». Ребенок вынимает из мешочка предмет или игрушку и называет его, например: «Это мяч»,— а взрослый дает описание: «Он круглый, синий, с желтой полосой».

«СКАЖИ   КАКОЙ»

Цель: Выделять признаки предметов.

Вынимаем  из  коробки  предметы  и  называем их, а дети указывают на какой-либо признак, на­пример:

—  Это мяч.

—  Он синий. Если  ребенок затрудняется,  помогаем ему:  «Это мяч. Он  …

(какой?)».

 «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ»

Цель:  Выделять и обозначать словом части предмета, его внеш­ние признаки.

Сообщаем детям, что сегодня у них в гостях кукла Оля. Она любит, когда ее хвалят, говорят про нее. Сейчас они должны бу­дут сказать, какое у Оли платье, какие носочки, туфельки, воло­сы, глаза. За каждый ответ Оля будет давать флажок. Флажки разноцветные. Кто первый соберет флажки всех цветов, тот и по­бедит. Сами начинаем игру словами «У Оли светлые волосы». По­лучаем от куклы голубой флажок. Приглашаем детей продолжать. При затруднении напоминаем, о чем еще можно сказать, на­пример: «Скажи про Олины глаза, про носочки» и т. п. В ходе игры нужно следить, чтобы дети правильно согласовывали при­лагательные с существительными в роде и числе.

 «ЧТО НАПУТАЛ БУРАТИНО?»

Цель: Находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Расска­зывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и ис­править их.

«ОБЪЯСНИ БУРАТИНО»

Цель: Строить высказывание из двух предложений, связанных между собой по смыслу.

Буратино, называя предметы на картинках, ошибается. Дети его исправляют, например: «Это репа. Она желтая».

«КТО ПОЗВАЛ?»

Цель: Составлять элементарное описание, содержащее название объекта и одного из его признаков. У детей в руках игрушки. Один ребенок водящий. Каждый игрок по очереди должен окликнуть водящего. Водящий назы­вает окликнувшего и ‘говорит, что у того в руках, например: «Это Дима. У Димы коричневый мишка». Игру можно проводить и без игрушек. При этом водящий ребенок должен назвать какую-либо деталь или детали внешнего вида позвавшего ребенка. Например: «Это Света. У Светы ро­зовое платье и красный бант».

«У КОГО КТО?»

Цель:  Составлять описание игрушки вместе со взрослым или дру­гим ребенком. Взрослый и ребенок составляют описания разных животных. Начинает взрослый.

—   У меня утенок.

Ребенок называет свою игрушку

—  Ay меня цыпленок.

—  Утенок желтый.

—  И цыпленок желтый.

—  У утенка большие красные лапы.

—  А у цыпленка лапки маленькие… И т. д.

Сначала берутся игрушки, похожие друг на друга внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать совсем разные игрушки. Например: лягу­шонка и гусенка, медведя и зайца, курочку и козлика.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

  1. «Где раздаётся звук?» — закрепление слуховой ориентации. Один ребёнок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:

а) показывают рукой или поворотом головы направление источника звука, затем открывают глаза для контроля;

б) водящий после воспроизведения звучания становится рядом с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.

  1. «Жмурки». Цель та же:

а) дети, получив по звучащей игрушке, встают в разных местах комнаты, а ребёнок с завязанными глазами подходит к одному из них, касается его и называет звучащую игрушку, затем ребята меняются ролями;

б) дети встают рядом, определение направления звучания должно быть очень точным.

  1. «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов).

  1. «Сделай так же». Цель та же.

На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, тарелка, кружка, всего пять-шесть предметов.

Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ребёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.

голосом, с одинаковой интонацией произносит короткие указания для всех детей, чередуя их во избежание подражания друг другу с указанием отдельному ребёнку: «Встаньте все ровно, тихо садитесь»; «Оля, подвинь стул ближе к столу»; «Таня, открой дверь»; «Витя, подай игрушку». (Жесты со стороны обучающего исключаются.)

  1. «Тихо — громко».

Под тихое звучание музыки дети идут на носочках; «музыка» становится громче — ребята идут полным шагом; музыка звучит громко — малыши бегут.

  1. «Узнай по голосу».

Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

  1. «Подвигаемся».

Взрослый читает стихотворение, под которое можно ручками похлопать, ножками потопать («Барабанщик», «Идёт коза…»).

  1. «Остановись».

Дети произносят много раз какое-либо простое слово или слог, но после команды «стоп!» все замолкают. Кто не смог вовремя замолчать — проигрывает.

Подготовила учитель-логопед Е. Л. Тарайкина

 

 

Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок

к школе?

В целом, да. Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.

Проба №1.  Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.

Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите».

В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Проба № 3.  Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев.

Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твоих родителей?
  • Где они работают и кем?
  • Как называется город, в котором ты живёшь?
  • Какая река протекает в нашем городе?
  • Назови свой домашний адрес.
  • Есть ли у тебя сестра, брат?
  • Сколько ей (ему) лет?
  • На сколько она (он) младше (старше) тебя?
  • Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
  • В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
  • Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
  • Сколько времён года ты знаешь?
  • Сколько месяцев в году и как они называются?
  • Где правая (левая) рука?
  • Прочти стихотворение.
  • Знания математики:

счёт до 10 (20) и обратно

сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)

решение задач на сложение и вычитание.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

  • Хочешь ли ты пойти в школу?
  • Зачем нужно ходить в школу?
  • Чем ты будешь заниматься в школе?
  • Что такое уроки? Чем на них занимаются?
  • Как нужно вести себя на уроках в школе?
  • Что такое домашнее задание?
  • Зачем нужно выполнять домашнее задание?
  • Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

Подготовила учитель-логопед Е. Л. Тарайкина

 

НОД по совершенствованию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

по теме: «Деревья. Лес (лиственные, хвойные)». 

Цель:

Расширить и систематизировать знания детей о деревьях, знакомство с буквой О.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить названия деревьев, их строение, внешние при­знаки;
  • учить детей различать деревья, листья и плоды по внешним признакам;
  • продолжать учить детей об­разовывать прилагательные от существительных;
  • закрепить употребление предлога –В- в предложениях;
  • закрепить умение детей образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа;
  • познакомиться с буквой О, знать основные отличия звука от буквы;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать и активизировать словарь по данной теме;
  • развивать чувство ритма, умение переключаться с одного движения на другое;
  • развивать музыкальный слух;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;
  • воспитывать самоконтроль за речью;
  • следить за правильной осанкой детей во время работы за столами;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

 

Оборудование:

  • Демонстрационный материал — картинки с изо­бражением листьев, деревьев, плодов деревьев.
  • Игрушка бибабо – старичок.
  • Корзины на каждого ребёнка
  • Музыкальный центр.
  • Мяч.
  • Цветная бумага, клей, ножницы.

 

Подготовительная работа:

Рассматривание картин «Деревья», «Лес»;

разучивание дыхательной гимнастики,   физминутки;

 

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие.

 

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Игровая деятель-ность 1.      Организационный момент

Педагог-психолог

– Здравствуйте ребята, я рада вас видеть, наше с вами занятие мы начнем с приветствия и знакомства. Нам нужно встать в круг, и по часовой стрелке начнем передавать мяч друг другу со словами приветствия, обращением по имени и будем при этом говорить друг другу приятные слова.

Учитель-логопед

Дети стоят в кругу, около каждого ребёнка стоит корзинка, в которых лежат разноцветные кусочки картона.

Логопед с детьми выясняет, что эти кусочки являются частями одной большой картинки, которую дети собирают.

 

Речевое развитие Коммуни-кативная деятель-ность 2.      Введение в тему.

Беседа по картине:

Что изображено на картине? (Лес).

А как выдумаете, какой это лес? (Осенний)

Ребята, вы хотите узнать, кто прислал вам эту картину? Отгадайте загадку и узнаете ответ.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И ёлочек, я ……… (осень)

Правильно.  Осень приглашает вас в путешествие в осенний лес, а поможет нам в этом путешествии лесовичок Ося, который встретит нас на лесной полянке. Отправимся в путешествие? (Да).

Педагог-психолог

Упражнение «Раскачивающееся дерево»

– А теперь ребята закройте глаза и постарайтесь увидеть, представить лес, в котором растут разные деревья. Представьте себя в образе деревца. Это дерево может быть реальным, которое растет в наших лесах, а может быть это дерево житель южных или хвойных лесов, или сказочное, волшебное, придуманное только вами. Откройте глазки, представьте, что вы и есть это маленькое деревце (присядьте) и вот прошел дождь, и вы стали расти, расти (медленно вставайте, как бы растите вверх, тянитесь к солнышку).

– Вдруг подул сильный ветерок, и деревья стали качаться из стороны в сторону. Ребята оглянитесь вокруг. Вы не одиноки. Возьмитесь за руки. Хорошо, когда рядом есть друзья. Улыбнитесь друг другу (Педагог-психолог показывает все действия, дети повторяют).

 

Речевое развитие Коммуни-кативная деятель-ность.

Двига-тельная деятель-ность.

3. Игра с мячом.

Тогда давайте проверим, все ли к нему готовы.

Сколько времён года вы знаете?

Какие времена года вы знаете?

Какое время года было перед осенью?

Что выглядывает из-за туч?

Какого цвета листья осенью?

Какой ветер дует осенью?

А что делает ветер?

Что делает дождь?

Молодцы, все готовы к путешествию. Но сначала мы повторим с вами о правилах поведения в лесу:

– сильно не шуметь, а то напугаем всех лесных жителей, а они любят добрых детей.

– ветки деревьев не ломать, травку просто так не рвать, от этого они сохнут и погибают.

– не пробовать на вкус ягоды растений, особенно грибы.

– не оставлять мусор в лесу.

 

Физическое развитие Двига-тельная деятель-ность 4. Динамическое упражнение.

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдём

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем.

ПЕРЕХОД В ДР. КАБИНЕТ

Физическое развитие.

Музыка.

Двига-тельная деятель-ность 5. Формирование речевого дыхания.

Звучит тихая музыка

Вот мы и пришли. как легко здесь дышится. В лесу воздух чистый, свежий.

Глубоко вдыхаем 1,2,3  – руки поднимаем

Плавно выдыхаем 1,2,3 – руки опускаем

Глубоко вдыхаем 1,2,3  – руки поднимаем

Песню пропеваем – АААААУУУУУУ.

Как же тихо здесь – в лесу.

 

Социально-коммуни-кативное развитие

 

Речевое развитие.

Игровая деятель-ность 6. Сюрпризный момент. Слышен шорох. (логопед надевает на руку игрушку бибабо – старичок)

Кажется нас кто-то услышал.

Лесовичок Ося:

– Здравствуйте, ребята! Я старичок – лисовичок. А зовут меня Ося. Живу в лесу и охраняю его. Я вас долго ждал, скучно мне в лесу, хочу с вами поиграть, проходите вот на эту полянку.

– Ребята, лес – это страна чудес, где растут много растений, живут мои помощники птицы и разных животные. Но самыми главными жителями леса являются деревья, их много и они разные.

– Ребята, а вы знаете как они называются? (ответы детей)

– Вот я сейчас посмотрю, сможете ли вы угадать какие деревья растут в моём лесу.

 

7. Игра «С какого дерева лист, ветка?»

Я буду вам показывать листья, а вы должны отгадать с какого они дерева.

Например: этот лист с клёна он кленовый.

эта ветка с ели еловая.        и т.д..

 

– Ребята, а кто знает какой лес называется лиственным.

–  А как называется лес, в котором растут ели и сосны? (ответы детей)

– А как называется лес, в котором  встречаются и хвойные и лиственные деревья? (смешанный)

 

Социально-коммуникативное развитие.

 

Речевое развитие.

Игровая деятель-ность. 8. Игра “Похожи – не похожи”

Лесовичок Ося:

Чем деревья похожи между собой? (у всех деревьев есть ствол, корень, ветки)

А чем отличаются друг от друга? (У одних деревьев есть листочки, их называют лиственными, а у других иголочки – хвойные, а ещё они отличаются по цвету коры (береза).

 

Речевое развитие.
Социально-коммуни-кативное развитие.
Игровая деятель-ность. 9. ИГРА «Собери плоды в корзинку».

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу» выполняется за столом (педагог-психолог)

гномик топ-топ предлагает детям погулять по лесу с помощью пальчиков.

раз, два, три, четыре, пять,                этот пальчик чистить стал,

вышли пальчики гулять,                       этот срезал,

 этот пальчик гриб нашел,                  этот съел,

                                                               ну а этот все глядел.

(большой палец отогнуть, остальные сжаты в кулак; в соответствии с текстом поочередно разгибать пальцы).

 

Лесовичок Ося:

С собой в лес вы взяли корзинки, а собирать в них вы будете плоды, которые растут на деревьях.

Совместно с логопедом дети называют плоды. Затем по очереди берут картинки с изображением плодов и кладут их в корзинку, проговаривая:

 

Я СОБРАЛ В КОРЗИНУ МНОГО ШИШЕК.

Я СОБРАЛ В КОРЗИНУ МНОГО ЖЕЛУДЕЙ.

Я СОБРАЛ В КОРЗИНУ МНОГО СЕРЁЖЕК.

Я СОБРАЛ В КОРЗИНУ МНОГО НОСИКОВ.

Я СОБРАЛ В КОРЗИНУ МНОГО ЯБЛОК.

Я СОБРАЛ В КОРЗИНУ МНОГО РЯБИНЫ.             и т.д..

 

Лесовичок Ося:

Все плоды, которые вы собрали вы можете забрать с собой. Это вам подарок от меня и осеннего леса.

 

Физическое развитие.

Музыка.

Двига-тельная деятель-ность

10. Игра «Шишки, желуди, орехи» ПЕРЕХОД В ДР. КАБИНЕТ

Играющие становятся в круг группками по три человека, один за другим, лицом к центру. Водящий становится в центре круга. Руководитель дает всем играющим названия: первые в Тройках – шишки, вторые – желуди, третьи – орехи.

Описание игры. По сигналу водящий говорит, допустим: «Орехи!». Все играющие, названные орехами, должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Каждый раз вызванные меняются местами. Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими или были ими наименьшее количество раз. Каждую тройку можно построить не в колонну, а в кружок.

Вызванные игроки должны обязательно поменяться местами; игрок, не поменявший места, становится водящим.

Вызывая игроков, водящий должен стоять в середине круга.

 

Дети прощаются с лесовичком Осей.

Речевое развитие,
Социально-коммуни-кативное развитие.
Коммуни-кативная деятельность 11. Коллективная работа.

Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним кто пригласил нас в путешествие и кто помогал нам в лесу:

Осень, Ося.

Осень и Ося оставили для вас подарок . давайте посмотрим что это.

Педагог достаёт из корзины ватман, цветную бумагу, клей, ножницы.

 

Дети вырезают листья из цветной бумаги и наклеивают их на лист ватмана, на котором уже нарисован ствол дерева.

Речевое развитие Коммун ика-тивная деятельность 14. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

– Кем вы были сегодня на занятии? (туристами)

– Какие деревья можно встретить в лесу? (хвойные и лиственные)

– Что мы собирали в корзинку? (ПЛОДЫ ДЕРЕВЬЕВ)

– Какой подарок мы сделали для Оси?

– Что вам понравилось?

– Что вам показалось самым трудным?

Учитель-логопед: Тарайкина.Е.Л

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей  логопедической группе

по теме: «Город».

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

 

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

 

Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”:

Развитие грамматического строя речи: употребление существительных в косвенных падежах.

Развитие умения составлять предложения с предлогом –В-, -С-.

Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Преодоление двигательного автоматизма при гипер- и гипоактивности.

Воспитывать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность (передавать в аппликации различные по высоте дома), разрезать полоску, сложенную в несколько раз, для окон дома, располагать окна на одном уровне.

Закреплять умение детей вырезывать деревья симметрично; вырезывать силуэты машин.

Закреплять умение работать в коллективе.

 

 

Оборудование: мультимедийная презентация. Иллюстрации с изображением улиц города.

 

Раздаточный материал: прямоугольники из цветной бумаги, полоски голубого цвета, прямоугольники черного цвета, квадраты из цветной бумаги, прямоугольники из цветной бумаги с начертанными силуэтами машин, клей, кисточка для клея, клеенка, подставка для кисточек, салфетки, ножницы.

 

 

Ход образовательной деятельности:

 

 

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Физическое развитие Двигательная деятельность

 

Коммуникативная деятельность

1. Организационный момент (педагог – психолог)

Упражнение «Паровозик» (начало)

Все участники строятся друг за другом, берутся за талии и повторяют за ведущим стихотворение. Продвигаются по помещению, в котором проходит занятие. За ведущим повторяют слова:

У меня есть паровозик ту-ту-ту, чи-чи-чи
Он меня по рельсам возит ту-ту-ту, чи-чи-чи
У него труба и печка ту-ту-ту, чи-чи-чи
И волшебное колечко ту-ту-ту, чи-чи-чи

 

Речевое развитие Коммуникативная деятельность 2. . Сядет тот, кто назовет изображение на своей открытке. На партах перед детьми разложены открытки с видами города Норильска.

 

Художественно-эстетическое развитие.

 

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность 3. . Упражнение “Слушай внимательно” на развитие речевого слуха. Чтение стихотворения Тужилкиной С.Н. о родном городе:

Геологи в горе железную руду нашли,

И первыми сюда строители пришли.

Построить надо было комбинат,

Для горняков дома, больницу, детский сад.

Кто нашел железную руду? (Геологи). Зачем нужна железная руда? (Из него изготавливают металлические предметы). Какие металлические предметы вы знаете? (Ответы детей). Кто пришел первым сюда? (Строители). Что они построили? (Дома, больницу, детский сад).

А как можно назвать все это. Что они, одним словом построили? (Город).

 

Социально-коммуникативное развитее

 

Речевое развитие

Игровая деятельность 4. Дидактическая игра «Чего много?».

Что есть в нашем городе?

Дом – дома

Памятник – памятники

Больница – больниц

И т.д.

 

Социально-коммуникативное развитее

 

Речевое развитие

Игровая деятельность 5. Дидактическая игра  “Кто больше назовет?” Какой он наш город?

Подбор прилагательных к существительному город. (Родной, любимый, милый, красивый, чистый, нарядный, пушистый, озорной, главный).

 

Социально-коммуникативное развитее

 

Речевое развитие

Игровая деятельность 6. Игра “Назови свою улицу” (Моя улица называется …)

 

 На какой улице расположен наш детский сад?

А названия своих улиц вы помните?

 

Физическое развитие Двигательная деятельность 7. Физкультминутка (педагог – психолог)

Речедвигательное упражнение «Мы сидим на полке»  

Детям предлагается в рифму стихотворения (в конце строки) хлопать в ладоши 2 (или 3) раза.

Предпочтительны стихи с чётким ритмом и движением в сюжете (например, «В поезде» В. Суслова):

Мы сидим на полке (2 хлопка)
И глядим в окошко. (2 хлопка)
Вскачь несутся ёлки (2 хлопка)
На коротких ножках. (2 хлопка)

Гиперактивные дети могут успеть не только хлопать в рифму, но и подпрыгивать в ритм хлопкам.

Упражнение лучше выполнять стоя, можно ввести элемент соревновательности (на точность выполнения) между детьми.

 

Физическое развитие

 

Речевое развитие

Двигательная деятельность

 

Коммуникативная деятельность

8. Упражнение «Трамвайчик» (психолог)

Составление предложений с предогом –В-.

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: « Я еду в кино с ». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я еду в театр с ». Третий участник заявляет: «А я еду в больницу с ». Тот, чье имя назвали, торопится сесть на пустой стул, и все по аналогии повторяется сначала.

Социально-коммуникативное развитее

 

Речевое развитие

Игровая деятельность 9. Игра “Телеграф”.

Деление слов–названий улиц на слоги.

Дети простукивают название своей улицы по слогам, имитируя отправление телеграммы.

Речевое развитие Коммуникативная деятельность 10. Игра “За что я люблю свой город?”.

Ребята, вы любите свой город?

Составьте об этом предложения.

Свое предложение начинайте так: “Я люблю свой город за то, что … например: он чистый” и т.д.

Физическое развитие Двигательная деятельность

11. Игра «Молекула» (разминка) (педагог – психолог)

Дети бегают по комнате. При слове «молекула», которое произносит психолог, все собираются в круг, плотно прижимаясь друг к другу.

(дети переходят в другое помещение)

 

Социально-коммуникативное развитее

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность 12. Продуктивная деятельность.

Аппликация “Улицы города”

– Сегодня мы построим свою улицу. Посмотрите на большом листе бумаги я нарисовала: дороги, небо, но на этой картинке чего-то не хватает, чтобы получилась настоящая улица города. Как вы думаете, чего не хватает? (Ответы детей).

– Правильно, нам нужно построить дома, посадить деревья.

– Посмотрите, дороги тоже пустые. Давайте вместе сделаем машины.

– Дома, деревья, машины, небо и т.д. мы вырежем из бумаги.

– Но для начала нашей работы давайте разделимся на три подгруппы:

первая подгруппа – будет вырезывать дома;

вторая подгруппа – будет вырезывать транспорт;

третья подгруппа – будет вырезывать деревья, облака и солнце.

Объяснить детям приемы выполнения работы:

– Чтобы сделать дома, нужно взять большой прямоугольник любого цвета и полоску голубого цвета. Полоску сложить в несколько раз, а потом разложить и по линиям сгиба разрезать полоску – это будут окошки, потом взять черную полоску и срезать у нее углы с одной стороны – это будет крыша, затем детали склеить вместе и наклеить на большой лист бумаги.

– Первая подгруппа может приступать к работе.

– Вторая подгруппа может приступать к вырезанию транспорта. Для этого у вас на столе лежат прямоугольники и на них нарисованы силуэты машин, черные квадратики из которых вы вырежете колеса и голубые полоски для окон. Можете приступать к работе вторая подгруппа.

– У третьей подгруппы на столе лежат зеленые прямоугольники, сложенные пополам и на них нарисованы силуэты деревьев. Вырезывать вы будете сами. Из коричневых прямоугольников нужно вырезать стволы для деревьев, нарезав тоненькие полоски. Из голубых прямоугольников и из желтых квадратиков вам нужно вырезать облака и солнце.

– Можете приступать к работе.

 

В ходе занятия напомнить, как нужно работать с ножницами и клеем. Контролировать выполнение работы детьми, соблюдение необходимой цветовой гаммы, дать советы по созданию деталей рисунка.

В конце занятия предложить посмотреть детям на уже готовую картинку и обратить внимание все ли дома получились ровными, аккуратными а, также внимательно посмотрев проверить все остальное. Дети рассматривают свою работу, находят наиболее понравившиеся детали, объясняют свой выбор.

– Молодцы дети, все отлично справились с заданием!

 

Социально-коммуникативное развитее Трудовая деятельность 13. Трудовые поручения во время НОД.

Учитель-логопед: Тарайкина.Е.Л

Почему ребёнок плохо разговаривает или что надо делать, чтобы этого избежать

(советы родителям)

1 . Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребёнка. Предметы надо называть правильно, не коверкая слов, не подражая речи детей.

2 . Взрослые должны привлекать внимание к своему лицу при разговоре с ребёнком. Смотреть ему в глаза, приседать, наклоняться, чтобы малыш обращал внимание на положение органов артикуляции при произнесение того или иного звука.

  1. Нужно стараться отвечать на вопросы ребёнка, а не уходить от них.
  2. Говорить о том, что происходит здесь и сейчас. Взрослые должны постоянно комментировать свои действия и действия ребёнка.
  3. При общении с малышом использовать альтернативные вопросы. Например, ты хочешь поиграть в кубики или зайчика?
  4. Больше читать ребёнку детских стихов и играть с ним в игру типа «Доскажи или подскажи словечко», когда взрослый читает стихотворение и не договаривает последнее слова, а ребёнок должен подсказать.
  5. Как можно больше использовать ритм: двигаться под музыку, петь, хлопать тоже под музык

Учитель-логопед: Тарайкина.Е.Л

Для чего нужны занятия с логопедом?

Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребенка.

Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе.

Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии

У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.

Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдёт в привычку.

Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.

2.Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи:

Изучение иностранных языков.

Норма в чужом языке может быть дефектом в своем:

1) межзубное произношение свистящих звуков-норма для английского языка;

2) грассирующее “Р”- норма во французском;

3) вибрация всей нёбной занавески- норма в немецком.

Но все это будут дефекты для русского языка.

Обучение чтению.

Если ребенок произнесет какие-то звуки неправильно и свяжет это дефектное произношение с буквой. то когда он научиться говорить правильный звук, для этого звука уже не будет буквы! Ведь у ребенка к этому времени сформировался условный рефлекс “звук – буква”.

3.Что делать летом?

Чтобы лето не прошло даром, предлагаю вам потренировать с ребенком:

дыхание

-тренируем силу и длительность выдоха:

– обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

– пускать мыльные пузыри через соломинку;

– надувать воздушные шарики;

– надувать надувные игрушки, круги, мячи;

– учиться плавать, выдыхая в воду; нырять;

– играть на музыкальных игрушках: дудочках, флейтах, губных гармошках.

развитие мелкой моторики:

– самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки) ;

– собирать, перебирать ягоды;

– полоть грядки;

– выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп;

– играть с глиной и песком;

– играть с мячиками (бросать, ловить, бить в цель) ;

– собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

– лепить из пластилина, пластика, теста.

развитие мышц речевого аппарата (неспецифическое)

– жевать мясо (а не только сосиски и котлеты) ;

– жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, турнепс) ;

– лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

– чистить зубы (и десны) – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;

– полоскать рот;

– жевать боковыми зубами;

– сосать сухарики из хлеба, булки (соленые).

Учитель-логопед: Тарайкина.Е.Л

 

 

 

 

Формирование у детей правильного произношения.

Период от 2-3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса (в 3-4 раза). Возрастает понимание ребенком речи. В речи детей преобладают слова-названия, глаголы. Ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. Однако речь детей еще несовершенна. О звукопроизношении ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов. В этом возрасте важно научить детей четко, громко(тихо), быстро(медленно) произносить гласные звуки и простые согласные: а, о, у, ы, и, э, м, п, н, т, к, в, ф и д.р. Звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л ребенок обычно или пропускает или заменяет(с-ф, ш-с, р-л). Необходимо развивать у детей слуховое внимание, речевое дыхание, голос.

Особенности развития речи детей 3-го года жизни.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию. Все возрастные неправильности произношения исчезают к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была полноценной.

Чего надо избегать родителям?

Не сюсюкать, не лепетать, подстраиваясь под речь ребенка  («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням-ням»). Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Не заучивать слишком трудные для произносительных возможностей ребенка стихотворений. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

Как помочь ребенку овладеть чистой речью?

Необходимо следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной. Развитию четкой артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. Знакомить детей со звуками речи следует в игровой форме(с – песенка водички, з – песенка комара, ж – жужжит жук, ш – песенка ветра, р -мотор самолета).  Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами(язычком); жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки. Дети с удовольствием повторяют, как звучит дудочка(ду-ду-ду), маленький колокольчик(дзинь-дзинь), большой колокол(дон-дон-дон). Такие игры не только развивают правильное звукопроизношение, но, что очень важно, предупреждают возникновение речевой патологии.

Подготовила учитель-логопед Е. Л. Тарайкина

Поиграйте с детьми дома.

Развитие слухового внимания.

Игра «Хлоп-топ».

Мама тихо хлопает в ладоши – ребенок прыгает, мама затопала – ребенок бежит к ней.

Игра «Узнай что звучит»

Ребенок закрывает глаза или отворачивается, мама звенит колокольчиком, переливает из стакана в стакан воду, шуршит бумагой, режет бумагу ножницами и т.д. — ребенок должен сказать что сделала мама. Предложить ребенку послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья, ветер); Что гудит (машина); Кто кричит (ребенок) и т.д.

Развитие речевого дыхания.

Игра «Пускание корабликов».

Таз с водой, два бумажных кораблика, ребенок вытягивает губы трубочкой и дует на кораблик (следить, чтобы ребенок не надувал щеки).

Игра «Поздоровайся» 

Как здоровается курочка? (Ко-ко-ко), гусь (Га-га-га), корова (Му-му-му) и т.д. Следить чтобы ребенок произносил звукосочетания на одном выдохе.

Развитие силы голоса.

Игра «Позови» 

Попросите ребенка позвать, куклу, мишку и т.д.: «Миша, иди!» Следить, чтобы дети звали громко, но не кричали.

Игра «Взрослые и детки»

мама – мышка «Пи-пи-пи» (громко), мышонок — детка «Пи-пи-пи» (шепотом) и т.д.

Игра «Дует ветер»

сильный ветер, ребенок (гудит) – у – у -у (громко), слабый ветерок у – у – у (тихо).

Играя с ребенком, Вы создаете условия для развития у него правильной речи.

Подготовила учитель-логопед Е. Л. Тарайкина