Страничка педагога психолога

 

Репрезентативная система.

Во ФГОС ДО прописаны основные принципы дошкольного образования, одним из которых является построение воспитательно – образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Реализация данного принципа возможна с учетом типа репрезентативной системы.

Выявление репрезентативной системы помогает обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе воспитательно – образовательной работы, что позволяет вести более эффективную коммуникацию – говорить с ребенком на одном с ним языке.

Репрезентативная система – это каналы получения и обработки информации из окружающего мира. Все дети разные, поэтому и воспринимают окружающий мир каждый по-своему: один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки и необычные предметы.

Первый ребенок – аудиал, он ориентирован на слуховое восприятие информации, ему важно, что он слышит. Поскольку дети аудиалы познают окружающий мир через звуки, они раньше других начинают говорить, имеют большой словарный запас, до мельчайших подробностей помнят, кто, что, где, когда и как сказал; с легкостью запоминают имена и с такой же легкостью забывают лица.

Такие малыши любят  слушать музыку, аудиозаписи сказок, вести разговоры, что-то обсуждать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать – дети-аудиалы очень общительны. Он могут придумывать различные истории и игры (однако сами не любят участвовать в подвижных играх).

Аудиалы могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием (например, им тяжелее дается поиск различий на картинках, не всегда получается ловко залезать на горку, быстро и долго бегать), поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.

В речи они часто употребляют слова: послушайте, слышишь, шумно, тихо. С легкостью запоминают то, что слышат. Однако легко отвлекаются на звуки.

Разговаривая с ребенком-аудиалом, полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Для быстрого приобретения необходимых навыков ему можно предложить комментировать то, что он делает.

Второй – визуал, для него главной является зрительная информация. При восприятии информации дети-визуалы больше полагаются на зрительные ощущения. Они быстро запоминают цвет, форму и размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон.

Визуалы ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят на взрослые темы (на расстоянии вытянутой руки). Любят лепить, вырезать, складывать паззлы. Их занятия и игры основаны на взаимодействии глаз и рук. Такие детки предпочтут рассматривать картинки в книжке, а не слушать сказку.  Думают они образами, у них бурная фантазия. Для их речи характерно употребление слов «посмотрите»,  «красивый», «яркий», «вы видели» и проч. Внимание устойчивое, небольшой шум им не мешает.

Для ребенка-визуала важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки. Девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам и бантикам. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, а, следовательно, некрасивыми.

Воспитывая малыша-визуала, необходимо уделить внимание развитию речи (он не разговорчив), коммуникабельности, физической координации.  В процессе проведения непосредственно образовательной деятельности и игровых сеансов рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы для подкрепления нового материала зрительными образами.

Третий – кинестетик, воспринимающий мир через ощущения тела: тактильные (прикосновения), температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые. Познание мира детьми-кинестетиками происходит с помощью прикосновений, движений. У них хорошо развита моторика, они много двигаются, обычно рано начинают ходить. Такие малыши любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, им трудно усидеть на месте, долго заниматься одним делом.

Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками» – любят трогать, ощупывать. Ничего страшного, что игрушки таких малышей недолговечны – разбирая, они познают мир.

Они очень привязаны к маме, долго не слезают срук, любят забираться на колени, обниматься. Поэтому таких детей надо чаще ласкать, прижимать к себе, целовать и как можно меньше употреблять любимую большинством родителей фразу «Не трогай!»

В речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных. Они часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «холодно», «жарко», «больно», «мягко». С трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются. Помнят общее впечатление, лучше запоминают, двигаясь.

В ходе непосредственно образовательной деятельности и игровых сеансов не рекомендуется заставлять их сидеть долгое время неподвижно, таким детям нужно давать моторную разрядку.

Чтобы успешно организовать воспитательно-образовательный процесс, важно знать особенности каждого ребенка, проявляющиеся при восприятии, запоминании, переработке и использовании информации, и с учетом этого выбирать тот или иной способ общения. Если он совпадает с ведущей модальностью, ребенок будет прекрасно справляться с поставленными перед ним задачами, результативно работать с материалом и хорошо его запоминать.

Подготовила педагог-психолог: Ярема Ольга Владимировна.

Релаксационные упражнения для снятия эмоционального напряжения

Мы привыкли к душевному и мышечному напряжению и воспринимаем это как естественное состояние, не осознавая, насколько это вредит здоровью. Если с детьми и взрослыми проводить упражнения на релаксацию, то это позволит восстановить силы и снять повышенную тревожность.

Релаксация (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения) — состояние расслабления, снятия напряжения, достигаемое самопроизвольно или в ходе специальных упражнений.

Эти упражнения являются универсальным средством и дают возможность после снятия напряжения и возбуждения лучше концентрировать внимание. Освоив релаксацию, можно научиться регулировать напряжение, расслабляться по своему желанию. Овладение способностью мышечного расслабления оказывает положительное влияние на формирование двигательного навыка, улучшает координацию и выносливость, положительно влияет на развитие гибкости и подвижности в суставах.

Релаксационные упражнения лучше проводить в положении лежа и с закрытыми глазами, так как тонус центральной нервной системы в этом состоянии понижается, и это создает хорошие условия для расслабления мышц.

Цвета радуги.

Инструкция.

Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы отдыхаете на берегу моря. Вы загораете лежа на спине, на мелком, теплом песке. Ваши руки такие тяжелые, что вы не в состоянии поднять их. Вы расслаблены, раскрепощены, вы чувствуете себя свободно и комфортно. Ваше тело отдыхает. Вам хорошо.

Обратите внимание на солнце. Оно просто ослепляет вас красными лучами. Вы долго смотрите на солнце, и оно занимает все ваше зрительное пространство. Вы не видите ничего, кроме этого красного полотна.

В правом верхнем углу появилась маленькая оранжевая точка. Вы внимательно всматриваетесь в нее, она становится все больше, и вот оранжевое полотно полностью накрыло красный цвет. Вы видите красивый насыщенный оранжевый цвет. На этом фоне вырисовываются очертания оранжевой тыквы.

Цвет ее меняется, и она становится желтой. Этот яркий солнечный цвет радует вас. Вы чувствуете мягкое, нежное прикосновение желтых лучей. Вы купаетесь в этих теплых лучах. Желтый цвет медленно-медленно расплывается, превращаясь в нежный салатный цвет.

Чем дольше вы смотрите, тем насыщеннее становится этот цвет. И вот перед вами зеленая поляна. Вы заходите на нее и чувствуете капельки росы, запах травы и полевых цветов.

Глубже вдыхайте этот свежий, бодрящий аромат. Это заставляет задуматься о поэтическом, возвышенном, неземном.

Вам приятно ходить по траве, но ваш взгляд отвлекает колокольчик. Такой маленький, голубенький, нежный.

Вам нравится этот цвет, и вы не можете оторвать взгляд от него. И вот этот цвет заполняет все ваше зрительное пространство. Синий цвет становится все темнее и темнее.

Темно-синий плавно переходит в фиолетовый, который постепенно уходит вдаль и становится просто линией горизонта.

Упражнение подходит к концу. На счет «три» открывайте глаза.

Полет

Инструкция.

Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь на зеленой полянке. Над вами голубое небо и теплое солнце. Вам приятно любоваться этой красотой и вдыхать ароматы летней травы. Вы чувствуете себя легко и комфортно.

Представьте, что вы — большая красивая птица. Вы поднимаетесь высоко в небо и парите среди воздушных белых облаков. Вы летите все дальше и дальше. Теплый ветерок обдувает ваши крылья. Движения крыльев легки и грациозны. Наслаждайтесь ощущением свободного и плавного полета в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.

Постарайтесь сохранить в себе те приятные ощущения, которые вы получили во время полета. Упражнение подходит к концу. На счет «три» открывайте глаза.

Прогулка

Инструкция.

Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы гуляете по роще. Вас окружает свежий запах трав, аромат цветов. Вот слышно, как стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, радостно поют птицы.

Вы чувствуете нежное прикосновение солнечных лучей. Лучи согревают ваше тело: руки, ноги, лицо. Один луч коснулся губ и подарил вам улыбку. Вам очень тепло и приятно от этих прикосновений. Неподалеку слышно журчание ручья. Вы опускаете руки в воду и чувствуете прохладу.

Вам нравится находиться в этой роще. Нравится голубое небо, игривые лучи солнца, аромат цветов, пение птиц, журчание воды.

Полюбуйтесь картиной, которая вас окружает. Все это наполняет вас зарядом бодрости и энергии. Вы чувствуете хорошее настроение, радость жизни. Упражнение подходит к концу. На счет «три» открывайте глаза.

«Воздушный шарик»

Инструкция.

Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и ровно. Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко – глубоко и чувствуете, как он надувается. Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание и не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего начинайте медленно и спокойно выдыхать. Шарик сдувается…А потом надувается вновь….Сделайте так пять – шесть раз, затем медленно откройте глаза и спокойно посидите одну – две минуты.

Подготовила педагог-психолог:Ярема Ольга Владимировна

 

«Списки желаний».

«Хочу еще! Еще! Еще!» – часто наши дети обращаются с нами именно так. Не все желания ребенка должны исполняться, хотя современные родители уверенны в том, что они призваны исполнять любое желание собственного чада, причем исполнять незамедлительно.

Во–первых, уважаемые родители, желания ваших детей могут исполняться вами ЗАМЕДЛИТЕЛЬНО, то есть не сразу, не в мгновение ока, не молниеносно. Кстати сказать, такое отдаление,  оттягивание во времени исполнения желания делает желаемое более ценным. Ведь ребенок хотел, просил, надеялся и ждал. Поэтому, получая желаемое, он будет больше его ценить.

Родительское же мгновенное исполнение желания ребенка обесценивает само желание и вообще рискует остаться не замеченным, и не оценённым вашим чадом. «Ну, исполнили вы моё желание, а я уже другое что-то хочу!».

Во-вторых, родителям вовсе не обязательно вообще исполнять ВСЕ желания ребенка. Более тог, родители ПРОСТО ОБЯЗАНЫ НЕ ИСПОЛНЯТЬ хотя бы некоторые желания своих детей. Ведь в жизни, уважаемые взрослые, далеко не всегда все наши желания исполняются.

Часто взрослые исполняют желания детей, чтобы те не расстроились от отказа, не почувствовали себя несчастными. Родители в данном случае путают две вещи:

1) защитить ребенка от опасности, боли, переживаний, связанных с безопасностью жизни, и

2) оградить ребенка от всех возможных переживаний, связанных, к примеру, с неполучением желаемого лакомства или баловства. Да, не получив того, чего ему хочется, ребенок, возможно, будет переживать и расстраиваться какое-то время.

Но! Переживания и страдания, не представляющие угрозу жизни, здоровью и безопасности, нужны растущей личности. Именно они закаляют человека, помогая ему взрослеть.

Если ребенок заказывает вам что-то конкретное в качестве подарка, то лучше ОТТЯГИВАТЬ ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЯ во времени. «Ты хочешь новый велосипед? Хорошо, ты его получишь через шесть месяцев. А пока деньги на велосипед копить будем, сделаем копилочку». Или так: «Ты хочешь новую игрушку? Ладно, она у тебя будет, но к новому году».

Чем дольше ребенок ждал желаемого, тем более оно будет для него ценно. Ведь если это не было настоящим желанием, а лишь мгновенным импульсом («Хочу вот это!»), то ребенок может за период ожидания об этом забыть. Значит, это ему совсем и не нужно было и не очень-то и хотелось.

Предлагаю учить детей тому, что не все желания в жизни исполняются, а также ценить те желания, которые исполнились в игровой форме. Давайте, уважаемые взрослые, всей семьей играть в воспитательную игру «Списки желаний».

Ребенок, скажем, просит у мамы новую игру. Но она не торопится ее покупать.  Она говорит: внеси название игры в «список новогодних желаний», или в «список желаний к дню рождения». Через некоторое время ребенку опять захотелось, но теперь уже чего-то другого. И снова взрослые предлагают ему внести желаемое в заветный список. А список этот будет составляться несколько месяцев…

Кстати, ребенок вполне может передумать, расхотеть получить в подарок что-то и внести в составляемый список вместо вычеркнутого наименования что-то другое. И это – просто замечательно. У растущего человека есть время подумать и неспешно оценить собственные желания.

А ведь дети часто высказывают свои желания на сиюминутной эмоции. Увидел в витрине красивую коробку – и тут же: «Хочу вот это!» Кстати,  список желаемого родители могут ограничить. Пусть в нем будет, скажем, пять пунктов и не более того – по количеству родственников и друзей, чей приход ожидаем на праздник. В таком случае ребенку приходится несколько месяцев до праздника вдумчиво выбирать, что именно он хочет получить в качестве подарков. (Кстати сказать, можно в списке оставить 1-2  пункта (из десяти) под названием «сюрприз». Пусть одариватели сами придумают, что купить.)

Играя в воспитательную игру «Список желаний», можно вместе с ребенком приобрести красивый блокнот и там составлять заветные списки. Списки можно иллюстрировать рисунками. А можно приобрести большой лист ватмана и на нем вести список желаний, вывесив его в комнате у ребенка и сопровождая каждый пункт приклеенной картинкой или наклейкой.

Список можно корректировать и даже переписывать (переделывать) несколько раз, ожидая праздника. Но когда список окончательно готов, его показывают родственникам и всем приглашенным на праздник, а те решают, кто что подарит ребенку. После того как вручение подарков состоялось, ребенку до следующего праздника опять не будут тут же покапать все, что ему захочется.

По – моему. Это очень хорошая, с точки зрения педагогики, традиция. Попробуйте ею воспользоваться, дорогие родители! Ведь детские желания в отношении подарков требуют НЕПРЕМЕННОГО УПОРЯДОЧИВАНИЯ со стороны взрослых. Просто нельзя, немыслимо, невозможно покупать и дарить детям все, что они захотят и когда они этого пожелают. Так и давайте, уважаемые взрослые, внесем в беспорядочность детских желаний (что вполне естественно для детей) некоторую взрослую упорядоченность (что должно быть естественно для мудрых взрослых!).

Подготовила педагог – психолог: Ольга Владимировна Ярема

 

Четыре основных причины серьезных

нарушений поведения детей.

Первая – борьба за внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.

Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.

Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им ставится особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме указаний, замечаний, опасений. Родители считают, что приучать детей к порядку.

Это необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Смысл такого поведения для ребенка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность.

Третья причина – желание отомстить.

Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом; родители постоянно ссорятся…

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе.

Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!».

Четвертая причина – потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у ребенка могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба.

Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!».

Подготовила педагог – психолог: Ольга Владимировна Ярема

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу.

  1. Свое имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст (желательно дату рождения).
  3. Свой домашний адрес.
  4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.
  5. Страну, в которой живет.
  6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  8. Домашних животных и их детенышей.
  9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.
  10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
  11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  13. Знать великих русских  поэтов  и   писателей: А.  С.   Пушкина,  Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.
  14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.).
  16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
  17. Запомнить и назвать 6–10 предметов, картинок, слов.
  18. Различать гласные и согласные звуки.
  19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
  20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
  21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
  22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
  23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
  24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30–35 минут).
  25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
  26. Прежде чем приступить к работе, при помощи незамысловатого опросника, попробуйте определить ваши взаимоотношения с собственным ребенком.

 

Подготовила педагог – психолог:

Ольга Владимировна Ярема.

 

Психологические особенности детей 4 – 5 лет.

Для детей 4 – 5 лет игра остается ведущей деятельностью, в которой ребенок приобретает опыт социального поведения. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.  Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. К тому же воображение начинает выполнять две функции: познавательно – интеллектуальную и аффективно – защитную. Аффективная функция воображения начинает проявляться в результате образования и осознания ребенком своего  «Я», психологического отделения себя от других людей. При этом эмоционально – защитная функция воображения заключается в том, что через воображаемую ситуацию у ребенка происходит разрядка возникающего напряжения и символическое разрешение конфликтов, которые ребенком пока не могут быть разрешены на практике. Яркий пример этого сочиненные детьми «страшилки», выдуманные друзья и игровой мир.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.

Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Она тесно связана с формированием у детей рассуждающего логического мышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложно-подчиненным предложениям. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. Средний возраст дошкольников еще принято называть возрастом «почемучек», ребенку интересно все вокруг него и потому он способен засыпать взрослого тысячами «почему?».

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Эмоциональная сфера дошкольника характеризуется повышенной аффективностью. Это проявляется в быстром переходе от одного эмоционального состояния в другое. Начинает проявляться  эмпатия по отношению к другому человеку.

 

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию «образа Я» ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

 

Советы родителям дошкольников: как надо вести себя с ребенком, который берет чужое.

Как только вы выявили, что ваш ребенок берет чужие вещи, не паникуйте. Это еще не значит, что он станет вором. Вы должны знать, маленькие дети не воруют в том смысле слова, как мы понимаем. У них свои взгляды на «свое» и «чужое», отличные от наших.

Ребенок не ворует, а берет. Берет при всех, чтобы поиграть, насладиться вещью. Он еще не понимает разницы между общественной и личной собственностью. Малыш еще не зрел, и опыт жизни пока не научил его таким понятиям. Вам необходимо своевременно раскрыть ему их смысл.

  • Не выливайте на ребенка лавину отрицательных эмоций.
  • Постарайтесь успокоиться и отыскать возможную причину воровства, как бы надежно она не была скрыта.
  • Объясните ребенку разницу между своим и чужим, а также почему чужое брать нельзя. Объясните ему, что чувствуют другие дети, когда лишаются чего-либо, что он будет чувствовать сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его любимую игрушку или вещь.
  • Пойдите вместе с ним и возвратите чужую вещь ее владельцу. Но сделайте все это так, чтобы малыш не чувствовал позора.
  • Объясните ребенку, что если ему захочется взять чужое, он сможет взять его только тогда, когда получит на это разрешение.
  • Не искушайте малыша соблазнами, делая доступным недоступное.
  • Учите малыша ответственности за собственное поведение.
  • Когда малыш ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психоневрологу и провести назначенную им коррекцию.
  • Ребенок должен знать, что мама с папой не одобряют никакого воровства.

Если у вашего ребенка все в порядке, нет отклонения от нормы, он здоров, то это возрастное воровство окажется лишь мелким эпизодом в его жизни, исчезнув раз и навсегда в дальнейшем.

Подготовила педагог – психолог: Ольга Владимировна Ярема.

 

Советы родителям дошкольников: как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх

  • Первым делом выясните причину страха.
  • При выборе воспитательных мероприятий, учитывайте, что страх имеет непроизвольный, неосознанный характер.
  • Помните, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой. Поэтому словесные убеждения неэффективны.
  • Ни в коем случае не запугивайте ребенка (даже тогда, когда ему действительно может угрожать опасность).
  • Обучайте терпимостью к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источнику страха (например, пусть ребенок сам запугает драчуна, которого боится).
  • Не перегружайте ребенка пугающими его сказками и историями.
  • Если малыш боится темноты и замкнутого пространства, тогда зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.
  • Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть возьмет с собой в кроватку любимую игрушку.
  • В некоторых случаях, у более старших детей, можно попытаться уменьшить страх при помощи стыда «Ты ведешь себя как маленький испуганный котенок».
  • Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие таким образом, чтобы страшное показалось смешным или обыденным в повседневности. Например, если ребенок боится собак, то затейте ему игру в пограничника, где он будет с любимой собакой охранять границу. Или расскажите, как переживала собака, когда малыш убегал от нее, потому что она очень хотела с ним подружиться. Необходимо, чтобы после игры у ребенка было убеждение, что страх его напрасный.
  • Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.

Подготовила педагог – психолог: Ольга Владимировна Ярема.

 

В ловушке наказаний или дети против родителей.

В воспитательном процессе в каждой семье свои правила и принципы. Но случается так, что описание взаимодействия родителей и детей напоминает если не полномаштабную войну, то постоянные пограничные конфликты. После конфликта устанавливается хрупкий мир, стороны даже иногда делают попытки примирения, но порой лишь до новой провоцирующей ситуации.

Если продолжать военную аналогию, то кажется, что кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, кто-то берет верх и наступает, а кто-то защищается. Но правда в том, что в таком сражении не выигрывает никто. И даже если ребенок с довольным видом, не убрав раскиданные игрушки, сел смотреть телевизор, то он проиграл – потому что не научился ответственности, аккуратности. И если родитель, от души наорав на ребенка и даже дав подзатыльник,  заставил его подчиниться, то он тоже проиграл: он потерял массу времени, сил, нервов на пустячное , в общем-то, дело. А еще они потерпели совместное поражение, потому что любовь, доверие, уважение, радость, существующие между ними, снова основательно пострадали.

Когда ребенок устойчиво демонстрирует поведение, при котором он не выполняет указаний и сопротивляется им его поведение можно назвать оппозиционно – вызывающим.

Выделяют четыре группы факторов, при которых может появиться оппозиционно – вызывающее поведение.

  1. Сам ребенок, его характеристики и темперамент.

Темперамент – это врожденные особенности функционирование нервной системы, психической деятельности. Люди все разные: высокие и низкие, светлые и темные, страстные и спокойные. Есть люди, которые лучше умеют себя сдерживать, контролировать, а есть те, кто более импульсивен, не сдержан; кто-то умеет сосредотачиваться долгое время на неприятных и скучных заданиях, а у кого-то это получается гораздо хуже. Эти характеристики считаются врожденными, их крайне сложно изменить – воспитать, привить извне. Это темперамент.

Понятно, что ребенок с «неудобным» темпераментом (более активный и раздражительный, менее сосредоточенный) имеет больше шансов развить непослушное или агрессивное поведение.

  1. Характеристики взрослого, который находится рядом с ребенком.

Совершенно естественно – если взрослый же обладает непростым темпераментом, легко заводится, принимает импульсивные решения, раздражителен и невнимателен, то и поведение ребенка, которого он опекает, вряд ли от этого будет лучше. Это конечно касается не только родителей, но и любого взрослого: учителя, воспитателя, бабушки, домашней няни – любого, кто проводит с ребенком много времени. Крайне важный фактор развития проблем поведения у детей – наличие депрессии у одного или у обоих родителей. Депрессия родителей водит детей с ума!

  1. Характер взаимодействия между ребенком и взрослым.

Речь о том, что происходит между ребенком и взрослым, какие методы контроля выбирает последний и как реагирует на них первый. Изменить характеристики взрослого или ребенка сложно, однако можно обучить чему – то новому – способу действия, реагирования, поведения.

  1. Социальная и семейная ситуация, в которой находится ребенок.

Если одного из родителей нет, а другому приходится постоянно работать, чтобы прокормить и одеть ребенка, то понятно, что за таким ребенком меньше следят и реже реагируют на его поведение. Если в семье разлад или большая проблема (например: кто-то серьезно болеет), то опять же вряд ли это хорошо скажется на поведении ребенка. И в этом нет ни чьей вины, просто когда появляется один из факторов, он обязательно начинает влиять на все остальные: если у ребенка сложный темперамент, то понятно, что это будет сказываться на том, как взрослые с ним общаются, какие выбирают методы контроля, это будет влиять на их настроение, самочувствие и даже на отношения между собой, что, в свою очередь, повлияет на самого ребенка и его поведение.

Что такое «ловушка наказаний».

Основной минус наказания как практики изменения поведения очень простой: оно не учит тому, что и как надо делать. Наказание говорит только одно: этого – за что тебя наказали – не делай. Оно может эффективно остановить какое – то неправильное поведение, но не научит тому, что и как надо делать в подобной ситуации в следующий раз.

Например, наказание может ясно сказать ребенку, что нельзя бить младшего брата. Старший начал бить младшего, пришел папа, взял его за руку, оттащил, накричал, заставил плакать  – и вуаля! – старший не бьет младшего.  Но никто не показал, что нужно делать вместо размахивания кулаками, поэтому при новой ситуации ребенок, который не знает другого поведения, снова прибегнет к драке. Родитель, увидев это и помня о том, что в прошлый раз наказание остановило проблему, снова прибегнет к этому способу. И опять «решит» проблему, которая появится снова…и снова. Постепенно ребенок привыкает, реакция взрослого уже не производит на него такого впечатления, как раньше, и останавливает его на меньшее время. Родитель усиливает интенсивность наказания: если раньше он только тащил и кричал, то теперь тащит, кричит и трясет. А потом еще и толкает. А через какое – то время добавляет подзатыльник. Потом два. Потом шлепает по попе…потом берет ремень, потом…

То, что вначале казалось выходом и решением проблемы, становится ловушкой. Здесь важно остановиться и подумать: если раз за разом приходится делать одно и тоже, без очевидного и долгосрочного эффекта – может, идея, инструмент, к которому приходится прибегать, не так то и хорош?

Хотя часто наказания кажутся единственно верным решением, это не так. Ругань, крики, оскорбления, удары могут решить проблему в краткосрочной перспективе, но не смогут, предотвратить повторение проблемного поведения. Более того, наказания, не меняя существенно поведение детей, меняют поведение родителей, заставляя усиливать интенсивность. Это и есть «ловушка наказаний», попадая в которую родители невольно разрушают отношения, причиняют боль себе и ребенку, учат его решать свои проблемы при помощи силы, криков, ругани – дети же учатся в первую очередь у взрослых.

Факторы, обуславливающие плохое поведение.

  1. Недостаточно ясно установленные домашние правила.

Понятно, что когда мы говорим о правилах, то имеем в виду не бесконечный список из «нельзя» и «ни в коем случае», а поведение, которое будет приветствоваться, праздноваться и отмечаться родителями, т.е. положительное противоположное.

  1. Недостаточное наблюдение за ребенком, недостаток контроля.

Дети нуждаются в контроле и внимании со стороны взрослых. Детское поведение хуже, когда за успехами и поведением ребенка меньше следят.

  1. Отсутствие последовательной реакции на поведение.

Использование наказания как основного метода воспитания не позволяет быть последовательным. Не получится наказывать за каждое неправильное поведение. Вот и получается: сначала родители могут не замечать, затем десятки раз делают замечания, потом, рассердившись, наказывают (часто довольно жестоко) – и выходит, что никакой последовательности нет. Более того, когда в семье преобладают наказания, а не поощрение и похвала, поведение ребенка гораздо хуже.

  1. Неспособность договариваться, вместе решать проблемы, обсуждать, находить компромиссы.

Как часто бывает, что детская негибкость, неадаптивность (не буду – и все!) сталкивается с негибкостью родителей (должен – и все!), и тогда – бабах!

Способность увидеть интересы ребенка, понять его мотивы, заинтересовать его чем – то – это способность поставить себя на место другого человека, в данном случае собственного сына или дочери. Мы хотим, чтобы он выполнял задания при подготовке к школе, а каково ему их выполнять? Вполне вероятно, до такой степени скучно (или тяжело), что он скорее нарвется на скандал, чем сядет за стол. Так может вместо того, чтобы снова забрать любимую вещь, наорать или даже ударить, стоит придумать  что-то, что скрасит бесконечно скучную домашнюю рутину и даже сделает ее желанной?

Что делать место наказаний?

  1. Определить то проблемное поведение, которое надо изменить (например, сын дерется с младшей сестрой из-за того, чья очередь играть в компьютерную игру).
  2. Определить для проблемного поведения положительное противоположное (сын через определенное время уступает сестре очередь, или они играют вместе). Озвучить его для ребенка. Если у него не получается, потренировать – показать точно, что от него хотят увидеть.
  3. Сконцентрировать внимание на положительном противоположном! Хвалить, использовать материальные поощрения, наклейки, жетоны, очки и проч.

При поощрении ребенка важно быть искренне воодушевленным; точно указывать, что именно понравилось («Милый мой, ты такой молодец! Ты уже целых пять минут спокойно играешь с сестрой! Это так по-взрослому! Дай пять!»); прикасаться к нему.

  1. Хвалить и поощрять вначале как можно чаще – каждый раз, когда ребенок демонстрирует желаемое поведение, постепенно увеличивая временной интервал между похвалами.

Педагог-психолог: Ярема Ольга Владимировна.

 

Как показать ребенку свою любовь.

Ребятишки, которых родители очень любят, лучше себя ведут. Эта закономерность доказана не раз примерами из педагогического опыта. Дети, которые не чувствуют родительской любви, демонстрируют отвратительное поведение. Беда в том, что порой родители не умеют показывать ребенку свои чувства. Либо не считают нужным это делать.

Самый простой способ научиться говорить ребенку о своей любви — игра. Предложите малышу посоревноваться в том, кто кого сильнее любит. Можете начинать с вопроса: «А знаешь, как сильно тебя любит папа (мама)?». Он будет отвечать: «Сильно-сильно», «Больше, чем конфеты». Такой разговор убедит ребенка в том, что вы его цените. Это поднимет настроение и вам, и вашему малышу.
Приходите к ребенку в хорошем расположении духа. Не переносите в ваши с ним отношения рабочие проблемы, ссоры со второй половиной и родней. Малыш должен знать, что ему рады. Если он увидит вас в плохом настроении, может решить, что он — причина.
Чаще хвалите малыша. Старайтесь искать в нем больше положительного. И ребенок попытается соответствовать.
Обнимайте ребенка. Прикосновения родителей очень важны для нормального развития.

Психолог Вирджиния Сатира говорит, что малышам требуется минимум 12 родительских объятий в день, чтобы чувствовать себя счастливыми.
Помните, отсутствие у ребенка сомнений в том, что родители любят его, поможет ему во взрослой жизни. Он вырастет уверенным себе человеком.

Подготовила педагог-психолог: О.В.Ярема.

Консультация для родителей

Вседозволенность в воспитании детей.

Анекдот.

В автобусе ребенок, которого держат на руках, дотрагивается ботинком до моих белых брюк и вымазывает их. Я попросила его маму:

—        Скажите, пожалуйста, малышу, что так делать нельзя!

Извините, не могу. Я воспитываю сына по японской методике. До пяти ему нельзя ничего запрещать!

Тут же к ней подходит парень, достает изо рта жевательную резинку. Наклеивает мамочке на лоб и говорит:

—         Меня тоже по этой методике воспитывали

«До 5 лет можно все!»- У нас этот способ воспитания называют японским. Но на самом деле в Японии о нем ничего не знают. Основные принципы этой методики взяты у кавказских ​народов.

Родителям предлагается до 5 лет ничего малышу не запрещать, а с 5 до 15 ребенок воспитывается в строгости. Плюсами методики считаются:

–  развитие творческого потенциала малыша (ведь он ничего не боится, может испробовать все, и его не накажут).

–  воспитание уверенной в себе и свободолюбивой личности, которая не знает преград и не боится отстаивать свою точку зрения (если верить тому, что характер закладывается до 5 лет).

Печальные результаты

Однако таким образом можно воспитать только неприспособленного к жизни человека. Ведь у него формируется неправильное представление о мире, рамках дозволенности, правилах воспитания. Он не понимает, что существуют вещи, которые могут быть опасны для жизни. Поведение таких детей редко бывает адекватным. Как правило, последствия «японской» методики приходится исправлять психологам или психотерапевтам.

А в 5 лет ребенок переживает шок: ему вдруг начинают все запрещать, ставят в жесткие рамки. Это может сломать детскую психику. Как минимум, ребенок начнет думать, что родители разлюбили его. Ведь раньше носили на руках, а теперь ругают.

Через год он отправится в школу, где есть определенные правила. Адаптироваться будет сложнее.

Поэтому следует вкладывать в головы детей с рождения понятия «можно» и «нельзя». Иначе вы воспитаете избалованного ребенка, который будет испытывать трудности, оказавшись в группе людей.

Подготовила педагог-психолог: О.В.Ярема.